Психолог Анна Донецкая
Записаться на консультацию в Санкт-Петербурге
+7 (911) 974-42-13

Причины психосоматических реакций и заболеваний

18 сентября, 2017

 •  Рубрики: причины психосоматики, психосоматика, психосоматические болезни

Итак, если сгруппировать и изложить те причины, которые приводят к психосоматическим реакциям и болезням, то это:

1. Неотреагированные эмоции
2. Неразрешенный внутренний конфликт (в сознании одно, в бессознательном — другое)
3. Внушение (программирование или самопрограммирование, так называемая «органическая речь»)
4. Психологическая травма
5. Самонаказание
6. Условная выгода (уйти от ситуации, получить заботу и внимание, пересмотреть свое понимание ситуации, получить «разрешение» не соответствовать соц. требованиям, переориентировать необходимую для разрешения проблемы психическую энергию)
7. Идентификация (желание быть на кого-то похожим)


1. Конфликт

Иногда это может быть конфликт с определенным человеком. Но чаще к образованию психосоматического симптома приводит так называемый внутренний конфликт между «хочу» и «должен» например. Обычно одна из этих частей осознана – Я ДОЛЖЕН, а другая – Я ХОЧУ- скрыта в подсознании.
Столкновение этих двух противоположных желаний отнимает очень много энергии. Она может приводить к вроде бы победе одного из желаний. Но тогда второе, которое никуда не девается, начинает «партизанскую войну», признаком которой и могут стать психосоматические симптомы.

Пример:
Мария поступив в Университет в столице, уехала из родного города. Дома перед отъездом у нее появилась аллергия. А в Москве аллергии не было. Как же так? Заметила, что когда к ней в гости приезжает мама, то аллергия вдруг появляется снова. Возможно в этот момент в Москве что-то зацвело? На следующий год ситуация повторилась (опять злополучные цветы?). Подозрение о психологической подоплеке аллергии появилось в момент, когда мама снова приехала, но, на этот раз вообще осенью. И снова появилась аллергия. Мама уехала, а аллергия не прекратилась. Ирина обратилась сначала к аллергологу, а потом (когда причина аллергии не была найдена) к психологу.

В процессе психотерапии выявляются две противоположные части внутри у человека. В
этом примере это, с одной стороны, желание увидеть маму и пообщаться с ней, а также быть хорошей дочерью, а, с другой стороны, подавленное раздражение и злость, накопленная Маоиной в конфликтных отношениях со своей мамой. На уровне сознания присутствовала лишь первая часть — внешне хорошие отношения. Вторая не осознавалась, выражаясь лишь в аллергических реакциях дома и во время приездов матери в Москву.

Задача психотерапии — сделать обе части осознанными и, далее, дать возможность этому конфликту разрешиться. Не будет конфликта — не будет симптома.


2. Язык тела – «органическая речь»

В нашей речи достаточно обыденны фразы, в которых используются обороты, связанные с телом. Ими мы образно описываем ситуации, в которых находимся.

Примеры: «он сел мне на шею», «она у меня в печенках сидит», «они не дают мне свободно вздохнуть», «это одна сплошная головная боль», «я его не перевариваю», «из-за этого у меня сердце не на месте», «у меня связаны руки», «полный геморрой у меня»

Иногда мы сталкиваемся с тем, что тело физически отражает то состояние, которое могло бы быть выражено одной из подобных фраз: болит определенный орган, сложно дышать, возникают мигрени, нарушается работа желудочно-кишечного тракта… В процессе психотерапии мы «переводим» язык тела на язык эмоций и ищем более эффективный (чем образование физического симптома) способ для разрешения ситуации, которая эти эмоции вызывает.


3. Условная выгода

Другое название – мотивация.

К этой категории относятся такого рода проблемы со здоровьем, которые приносят определенную условную выгоду их обладателю. Надо понимать, что образование симптома происходит на подсознательном уровне, это не осознается человеком. Симптом реален. Но он зачем-то нужен человеку.

Пример:
Накануне сложной контрольной у школьника Пети переживания справится ли он. И вот утром у него повышается температура, хотя больше ничего нет. И он естественно оставляется мамой дома. А вечером температура уже нормальная, и Петя таким образом избегает контрольной работы.

Когда симптомы, которые образовались по такому механизму, сохраняются долгое время, они начинают довольно сильно влиять на жизнь человека. Но это уже происходит во всех областях жизни, а не только в той, ради избегания которой симптом возник. Поскольку он возникает совершенно бессознательно и причиняет совершенно реальные страдания, человек оказывается в такой вот ловушке своего услужливого подсознания. Выход из этого состояния – понять выгоду своего симптома.


4. Опыт прошлого – психологическая травма в прошлом

Иногда причиной болезни становится сильный опыт прошлого, чаще — тяжелый детский опыт. Это может быть какой-либо эпизод, либо длительное воздействие, которое, хоть и произошло давно, но продолжает аффективно влиять на человека в настоящем. Этот опыт как бы застревает в теле. И ждет, когда найдется способ его переработать.

Пример:
За помощью к психологу приходит Олег, у которого боль в спине. У Олега хорошая семья, хорошая работа. Сегодняшнюю жизнь омрачает лишь одно — больная спина. Обследования врачей не приносят результата — здоровый позвоночник, нормальный мышечный корсет… А спина болит. В ходе работы, хоть и не сразу, выясняется, что в детстве он подвергся серьезному насилию. Он оправился физически и очень старался забыть тот кошмар. Но тогда он так и не смог пережить этот опыт на эмоциональном уровне, все болезненные чувства по этому поводу остались как-будто изолированными от остальной жизни, как бы изъяты из нее. И вот теперь, когда в его жизни все наладилось, и он сам теперь взрослый, сильный человек, этот детский опыт неожиданно потребовал отдать ему дань…

Это такой случай, в котором «и помнить невозможно, и забыть не получается». В ходе психотерапии тут стоит две задачи: определить этот травмировавший опыт и суметь пережить и переработать его эмоционально, используя ресурсы повзрослевшего человека и помощь психотерапевта.


5. Идентификация

Симптом может образовываться вследствие идентификации с человеком, имеющим подобный же симптом или заболевание. Как правило, это происходит при сильной эмоциональной привязанности к этому человеку. Есть страх его потерять или потеря фактически уже случилась.

Пример:
Виктор начал чувствовать боли в сердце после того, как его отец внезапно умер от инфаркта. Обследования у кардиологов не дали результата: органически все в порядке, отклонений в работе сердца не выявляется. Но сердце болит. В ходе работы с психологом становится ясно, что сердечная боль выражает тоску по отцу и помогает Виктору продолжать чувствовать внутреннюю связь с ним.

В работе с психологом в подобной ситуации необходимо определить источник идентификации и понять, какую роль выполняет боль. Важно, чтобы страдающий «заимствованным» симптомом человек укрепился в понимании себя, как отдельного субъекта, смог справиться с потерей (или страхом потери), и смог найти более здоровый путь сохранять связь с болеющим человеком или сохранять в памяти образ умершего.


6. Внушение

Иногда возникают своеобразные внушенные симптомы. Это происходит, когда идея о собственной болезни принимается человеком на бессознательном уровне автоматически, т.е. без критики. Вольно или невольно внушить симптом могут люди, обладающие большим авторитетом или случайно оказавшиеся рядом в момент особого эмоционального накала. Классическим примером является внушение ребенку симптома особо тревожными и мнительными родителями, постоянно подчеркивающими слабое здоровье своего отпрыска. Но вот и другой пример:

Пример:
Элеонора интересовалась экстрасенсорикой, магией, оккультными науками. Когда она узнала, что в ее небольшой город через два месяца приедет широко известный в узких кругах народный целитель, она воспользовалась эксклюзивной возможностью записаться к нему на весьма дорогую индивидуальную встречу. Два месяца пролетели в ожидании чуда. И вот наконец случилось, Элеонора с трепетом внимает словам целителя, который «просвечивает» ее организм. Он говорит о том, что у нее слабая поджелудочная железа, и она может о себе дать знать в любой момент. О, как целитель оказался прав! На следующий же день в боку у Элеоноры что-то закололо — именно там, где по ее представлениям находится поджелудочная железа.

В таком случае может помочь понимание, каким образом и в результате чьих слов образовался симптом.


7. Самонаказание

В некоторых случаях телесный симптом выполняет роль бессознательного самонаказания. Это наказание связано с реальной, а чаще воображаемой виной, которая мучает человека. Самонаказание облегчает переживание вины, но может существенно осложнить жизнь.

Пример:
Однажды Оксана очень сильно разозлилась на своего трехлетнего сына: приехав от бабушки, он заявил, что больше маму не любит, и весь день отказывался выполнять ее просьбы, хулиганил, разбрасывал игрушки и еду, демонстративно ее игнорируя. В конце концов, чувствуя бессилие, раздражение на ребенка, обиду за себя и гнев на бабушку, после очередного хулиганства сына, она замахнулась на него и ударила рукой по стоящему рядом креслу. Через некоторое время начала неметь сначала кисть, а потом и вся рука, в итоге рука стала плохо слушаться хозяйку. Шло время, Оксана уже научилась делать домашние дела одной рукой, а улучшений не было. Поскольку Оксана предположила связь, между эпизодом со злостью на сына и онемением руки, она обратилась за консультацией к психологу.

Что в этом случае сможет сделать специалист? Помочь клиентке определить, что ее симптом является самонаказанием за желание ударить ребенка. Хотя на самом деле она сдержалась и не била сына, она наказывает себя за то, что у нее появилось желание ударить ребенка, за то, сколько злости она испытала в этот момент. Еще сюда добавилось чувство вины за то, что она отправила сына на выходные к свекрови, и вина по отношению к свекрови, на которую она также начала злиться после заявления ребенка о том, что у бабушки ему было лучше. Все эти чувства Оксана считала неприемлемыми для хорошей матери и невестки.

В случаях бессознательного самонаказания большую помощь может оказать определение того, за что именно наказывает себя человек. Какая часть его вины действительно имела место быть и нанесен реальный урон окружающим, а какая является скорее сугубо психологической (вина за желания, чувства, мысли, фантазии).

Самонаказание может быть также глубинной причиной полученных травм: испытывая глубокое бессознательное чувство вины, человек, в ситуации грозящей ему опасности, не пытается ее инстинктивно избежать: он принимает как заслуженное наказание падающий сверху предмет, или прищемляющую ему руку дверь, или проезжающий слишком близко от него автомобиль…


Есть одна общая особенность большинства людей, склонных телесно реагировать на психологические проблемы. Они часто испытывают трудности в том, чтобы ВЫРАЖАТЬ словами свои чувства, ощущения, переживания. Им проще держать все в себе, чем поделиться с кем-то. Часто это связано с укладом семьи, где они выросли, и где не было принято говорить о своих чувствах. Не имея опыта выражения, таким людям бывает трудно внутри себя определить, какие именно чувства они испытывают, отделить одни чувства от других. И во взрослой жизни они не находят слов для того, чтобы выразить, что у них на душе. Тогда и начинает «говорить» тело…

 

 

* В качестве примеров в статье приведены примеры в том числе из статьи психолога Поповой Т.М.

Комментарии

Оставьте комментарий:

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Психолог Анна Донецкая

Прием: СПб, 12-я линия В.О., д.27, БЦ "Арагорн", оф. 104 (ст. метро "Василеостровская")
Телефон: +7 (911) 974-42-13
E-mail: psyhology@yahoo.com

Мои паблики
в соцсетях