Психолог Анна Донецкая
Записаться на консультацию в Санкт-Петербурге
+7 (911) 974-42-13

Частые вопросы психологу

Зачем НОРМАЛЬНОМУ, не сумасшедшему человеку, психолог? 

Психологи как раз и занимаются людьми, у которых ЗДОРОВАЯ психика.  Психически больные люди – это клиенты для ПСИХИАТРА. Зачем здоровому человеку психолог – конечно, здоровые люди к врачам не ходят. Но даже здоровые иногда заболевают. И могут попадать в сложные жизненные ситуации, особенно когда похожая ситуация повторяется часто и есть некие закономерности попадания в них. Или когда человек психически здоров, но попал внезапно в необычное окружение или вырос в сложных условиях. В таких случаях – это необходимость, это признание того, что человеку сейчас тяжело и имеет смысл это обсудить, осознать. Хождение к психологу – это вовсе не признак ненормальности. Многие известные, богатые, добившиеся в обществе определенных высот, ходили и ходят к психологам.
Что касается БОЛЕЗНЕЙ — того, чем я занимаюсь. Психолог в этом случае помощник для понимания и выявления ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН болезней. Они, как правило, всегда есть в любой болезни тела. И их ОСОЗНАВАНИЕ значительно улучшает состояние здоровья, а проработка – и вовсе помогает избавиться от болезни. Это не фантазии, не теоретические представления, а РЕАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПРАКТИКИ.


 

Какие отличия психолога, психоаналитика и психиатра?

ПСИХОЛОГ-КОНСУЛЬТАНТ занимается, как правило, конкретными запросами человека (например сделать тот или иной выбор: например, выбрать работу), которые можно решить довольно быстро – до 15 – 20 встреч, а то и меньше. ПСИХОТЕРАПЕВТ помогает более глубокому познанию человека, его детских травм, как формировалась его личность  — для того, чтобы изменить себя, изменить свою жизнь. Психотерапия, как правило, длится не один год. Психоаналитик занимается только одной разновидностью психотерапии – психоанализом.  ПСИХИАТР  же занимается психически нарушенными, нездоровыми людьми, с применением лекарств.


 

Почему так долго длится психотерапия?

Психотерапия может длиться довольно долго, если ее цель – глубинная проработка личности (когда есть серьезное желание изменить жизнь к лучшему, со стойким результатом). Это может продолжаться не один год потому, что это всего 50 минут в неделю, ну или два раза по 50 минут.

Подумайте только: в неделе 10 800 минут. Из них только 50 минут идет терапия.  1 – 2 раза в неделю — это стандартная отработанная десятилетиями практика работы в психотерапии. Только в таком темпе можно переосмыслить, осознать и что-то изменить в своей личности. При более частых встречах, как правило, получается очень сильное вмешательство, не идущее на пользу.

Получается, что если встретиться  100 раз по 50 минут  (в среднем 100 часов) — это ведь всего чуть больше 4 суток! Всего 4 дня. Но они растягиваются на 50 – 100 недель, а значит это 12-24 месяца, то есть 1 – 2 года. Вот и получается такая длительность.

Но подумайте, за 1 год всего около 2 – 4 суток (50-100 часов) мы уделяем психотерапии. За 1 год 2 или 4 дня – это много? Думаю, что нет. Именно поэтому терапия растягивается иной раз на годы.


 

Может ли психолог помочь за одну встречу?

За одну встречу, как правило, нет. Первая встреча — это  ознакомительная беседа, знакомство двух людей. Хотя возможны такие запросы и такие уже «подготовленные» жизнью или предшествующей терапией (или другими практиками осознания) клиенты, что и на первой встрече можно сформировать запрос, его обсудить и даже увидеть способы его решения. Но  без исследования глубинных причин  проблемы. Что касается психосоматики – то однозначно нет, одной встречи недостаточно.


 

Правда ли, что психолог должен как можно скорее выявить проблему и как можно скорее помочь человеку?

Получается такая работа на скорость,  на скорейший результат. Нет, это не так.  Есть такая фраза – «хорошему психоаналитику достаточно иногда всего 10 минут для того, что понять причины проблемы пришедшего к нему на прием клиента. И несколько лет для того, чтобы то же самое понял клиент». Для того, чтобы изменение, решение, выздоровление человека было действительно эффективным, человек это должен сделать сам. Дело психолога строить беседу, строить взаимодействие, создавать атмосферу консультаций таким образом, чтобы человек понимал свои проблемы САМ. Только в этом случае психотерапия будет эффективной.


 

Психолог видит человека насквозь, а вдруг он меня «раскусит?»

Приведу ответ на этот вопрос опытного психолога с многолетней практикой М. Мироновой (из ее интервью):

Итак, что может знать вообще психолог про человека (некая претензия такая)? «Да, в теории больше чем человек о себе знает, никто больше знать не может. Это правда. С одной стороны. С другой стороны через некоторое время психолог может рассказать много нового  может рассказать человеку о нем. Просто потому что это человек знать не может. Потому что он себя не видит. Не видит, как он двигается, как он говорит. Это довольно банальное знание, но то, что недоступно самому человеку. А вот,когда есть страх что психолог меня раскусит – это довольно серьезно. Часто можно услышать – «я вам такое расскажу», «вы наверное такого никогда не слышали такого ужаса». И часто довольно безобидные истории за этим скрываются. Человеку свойственно преувеличивать собственную греховность. Строже чем сам себя, никто его не осудит. Страх осуждения, страх столкнуться с собственными «чертями». Ну страшно конечно. Но психолог не осуждает. Но это наша задача – не судить.  Бессмысленно судить. Чаще всего именно если психолог что-то раскусит – это шанс с этим справиться. Потому что он то как раз осуждать то и не будет».


 

Лучше я поговорю с другом или подругой, с близким человеком, зачем мне ходить к психологу?

Поговорить с другом, подругой, другим близким человеком конечно можно. Но важно понимать, чем дружеское общение, подбадривание, сочувствие отличается от психологической консультации. Во-первых, психолог никогда не осуждает, то есть не выносит оценки Вас, оценочных суждений быть не может. Потому что это Ваш опыт, Ваша жизнь, в которой имеет место быть ВСЕ. И это все будет только темой для обсуждения. Во-вторых, друзья, когда видят в чем Вы не правы, могут не сказать об этом или сказать в какой-то форме, которая может не понравиться. Психолог обязан говорить  все, но выбирать для этого ту форму, то время, когда это будет услышано клиентом. В-третьих, во время психологической консультации все свое внимание психолог уделяет Вам, все свои знания, опыт, свои ресурсы только Вам. Такого дружеского общения вообщем-то не существует.


 

Я должен во всем разобраться сам, ведь это моя проблема. Если я сам не разберусь, мне никто не поможет. К психологам ходят только слабые люди.

Да, к психологу, к счастью, прийти насильно невозможно. За установкой «только сам, мне никто не поможет», как правило, скрывается боязнь и нежелание встретиться лицом к лицу со своей проблемой. Это удобная позиция для того, чтобы остаться в той же ситуации, чтобы не встречаться с ее причинами. Ведь это может быть больно, неприятно, или возможно за этим стоит не осознаваемая выгода. Поход к психологу ассоциируется тогда с неизбежными изменениями, которые могут очень пугать или совершенно не нужны. Если человек считает, что знает причину своей ситуации, знает что надо делать, возникает вопрос – а что мешает приложить усилия? Возможно,  именно за этим и можно обратиться к психологу, чтобы попытаться найти ответ.


 

Почему психолог берет за консультацию столько денег?

Да, консультации платные.  Причем оплата у разных психологов может довольно отличаться. Складывается она из следующих моментов: сколько сам психолог потратил на свое образование и продолжает вкладывать в себя (а это непрерывный процесс); аренда кабинета; популярность и опыт работы, — ну и решение самого психолога сколько стоит именно его работа. Оплата работы психолога – это оплата его времени, 100% внимания к вам, опыта, ресурсов, сил. Чувства же, эмпатия (сопереживание) – это, на мой взгляд, вне денег, это как подарок, это то, что невозможно проявить за деньги, это приложение к терапии, ее необходимое приложение от психолога.


 

Что делать, если я хожу к психологу, а никаких изменений не ощущаю?

Во-первых (и это самое важное) следует обсудить это со своим психологом. Возможно, ваши ожидания отличаются от того запроса, с которым вы первоначально пришли к нему. Во-вторых, изменения в начале могут быть вовсе не очевидны, или они есть, но Вы не связываете их с психотерапией. Кроме того, изменения действительно наступают очень постепенно. Они не внезапны и не резки.


 

Я думаю, что легко стать зависимым от психолога, это правда?

Опять привожу ответ на этот вопрос психолога М.Мироновой (из ее интервью):

«Мы берем в руки костыль, когда нога сломана. Когда мы ходить на ней не можем. И костыль нужен до тех пор, когда нужно не нагружать ногу, пока нужно передвигаться, потому что сами не можем. В этой ситуации, если будешь ходить без костыля, то рискуешь приобрести себе более серьезную проблему, перелом например еще один. Да, действительно, практика знает такие случаи, когда человек привыкает ходить на костылях, и у него собственные мышцы атрофируются. Но это бывает очень редко. Для этого нужно чудовищно долгое время. И для этого нужен  ничего не подозревающий сам человек, и ничего не знающий об этой опасности врач. Психологи знают об этой опасности. Цель психотерапии как раз состоит в том, чтобы человека усилить, а не ослабить. Залечить переломы, которые образовались. А потом научить его ходить заново. Это может занять какое-то время. Но научить ходить – обязательно. Зависимость – она временная. Так же как и от костыля. Иногда кажется, что это довольно долго, особенно для окружающих (год, два человек ходит к психологу). Но нужно время, чтобы выросли новые мышцы, чтобы человек научился ходить по-другому, совсем. Другие стереотипы, другие механизмы, другие способы, а главное, чтобы сам человек мог их менять. Это требует времени».


 

Как проходит стандартная встреча с психологом? Что нужно от меня – как клиента?

Стандартная встреча – это беседа. Психолог задает вопросы, иногда дает какие-то комментарии, просит прислушаться к своим чувствам, ощущениям тела, обсудить те или иные мысли и установки. Иногда на консультациях клиент рисует, расставляет фигурки, возможно в специальной песочнице. От клиента требуется только стремление понять себя, иногда терпение.


 

Зачем вмешиваться в психику, копаться, когда мне и так хорошо?

Именно когда не хорошо, когда возникают сложные, сопровождающиеся тяжелыми чувствами, иногда телесными симптомами или болезнями, ситуации – тогда и стоит «копаться». К сожалению без этого помощь психолога невозможна.


 

Психолог – он что, мудрец?

Психолог – это специалист. Да, как правило, грамотный и опытный, сам длительно проходящий собственную психотерапию. Мудрец скорее ассоциируется с тем, кто дает мудрые советы, после того как выслушает человека. Нет, психолог не мудрец. Но он имеет много опыта как своего, так и клиентского, и может подойти к вам и вашей проблеме комплексно, его основная задача – найти то, что нужно именно  вам, а это то, что подходит  иногда далеко не всем.


 

Что делать, если я испытываю много агрессии к своему психологу?

Испытывать агрессию – это нормально. И будет очень важно, если вы обсудите это со своим психологом. Агрессия может иметь под собой много причин. Вот одна из них: в психотерапии есть стадия (до нее не все доходят), когда человек начинает сердиться на психолога. Он хочет уйти, хочет все бросить. Называется СЕПАРАЦИЯ. Это аналог того подросткового кризиса в жизни, к проявлением которого вряд ли кто из родителей относился  с пониманием и спокойно. А с психологом можно и нужно пробовать разное поведение, и быть уверенным, что тебя не осудят, не попросят уйти, но при этом покажут как не навредить себе и другим.


 

А если клиент умнее, эрудированнее, опытнее, чем психолог? Разве получится из такой психотерапии толк?

По сути так происходит всегда – всегда человек, который приходит к психологу в чем-то опытнее, умнее его. Толк обязательно будет. В данном случае важнее найти общий язык – а это уже задача психолога.


 

Как психолог может помочь другому, если у него самого есть проблемы (он развелся, его уволили, он курит и т.п.)?

Дело в том, что психолог – это живой человек. У него тоже бывают проблемы – он может разводиться, у него могут умирать родители, болеть дети и т.д. И у него будут переживания по этому поводу. Это опыт, который обогащает, который дает возможность понимать и других, это способ совершенствования. Надо сказать, что каждый психолог ходит на личную психотерапию. Это важно для настройки себя как психолога. Можно привести такой пример – для настройки рояля приглашают настройщика, его не настраивает сам пианист. Похожая ситуация и здесь.


 

Человек ходит к психологу долго, а становится ли ему легче жить?

Вопрос  в том, что значит «легче». Легче – это не значит, что не будет проблем. Проблемы будут всегда. Дело в возможностях их преодоления, какой ценой они даются. Возможно этот вопрос связан с тем, что человек не верит в то, что все в его жизни зависит от него, что он может изменять свою жизнь. В последующем даже с проблемами жить становится действительно легче.


Как понять нужен ли мне психолог?

Это очень важный вопрос – нужен ли мне психолог. Вероятно, если он возникает, то уже нужен. Запросы, с которыми приходят клиенты могут быть самые разнообразные от болезней до смысла и бессмысленности своей жизни на Земле. Если Вы не уверены, нужен ли вам психолог и может ли помочь в вашей проблеме, вы можете позвонить или написать и обсудить это в кратком варианте без консультации.


 

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Психолог Анна Донецкая

Прием: СПб, 12-я линия В.О., д.27, БЦ "Арагорн", оф. 104 (ст. метро "Василеостровская")
Телефон: +7 (911) 974-42-13
E-mail: psyhology@yahoo.com

Мои паблики
в соцсетях